Введение
Очень трудно представить себе страйкбол без пружины. Каким бы агрегатом вы ни пользовались - китайской ли игрушкой, или супер-мега кастомной газовой винтовкой в ней обязательно будет присутствовать пружина.И тут встает вполне логический вопрос: как эту самую пружину оценить. Метод замера скорости вылета шара характеризует весь комплекс тюнинга, а определение силы сжатия пружины «на глаз» дает большую погрешность.
В этой статье будет описан метод расчета пружин, который вы сможете провести при помощи линейки и штангенциркуля (и калькулятора, кому лень на листочке считать).
Рисунок 1.
Основные геометрические и силовые характеристики пружины.
Где: D - наружный диаметр пружины, мм;
t - шаг навивки, мм;
d - диаметр проволоки, мм;
Н0 - длина пружины в свободном состоянии, мм;
Н1, Н2, Н3 - длина пружины при предварительной, рабочей и максимальной нагрузках соответственно, мм;
F1, F2, F3 - прогиб пружины при предварительной, рабочей и максимальной нагрузках соответственно, мм;
Р1, Р2, Р3 - предварительная, рабочая и максимальная нагрузки соответственно, кг.
Но перед описанием метода пару слов о том
1. Что такое пружина
/Вставлено по замечаниям коллег/
Для простоты, считаем, что все, даже буржуйские пружины, сделаны из нашей, советской проволоки.
Просто выражаясь, пружина - это спирально навитая проволока нужных размеров. Существует много материалов и технологий изготовления пружин, но далее будут рассматриваться только пружины, изготовленные из стальной углеродистой пружинной проволоки, изготовленной по ГОСТ 9389-60.
Такие пружины изготавливаются по очень простой технологии - навей и забей!
На рис. 1. представлен типовой чертеж пружины с указанием основных геометрических и силовых характеристик.
2. Как с ней бороться
Для начала расчетов нам необходима, собственно, пружина и, что немаловажно, тот узел, где она работает. В нашем случае это, скорее всего, гирбокс.
Далее необходимо замерять геометрические параметры. Н0 вполне допустимо замерять линейкой, а вот для D и d необходим штангенциркуль, т.к. в этом случае даже доли миллиметра играют роль. Особенно это актуально для d, который, если это возможно, рекомендовано замерять микрометром.
Замеряем Н1 и Н2. Н1 - это длина пружины при крайнем переднем положении поршня, Н2 - при крайнем заднем. Еще посчитаем количество витков.
На этом замеры окончены, можно браться за мозги.
Но перед этим, пару слов о том, что и зачем мы рассчитываем.
В первой части по геометрическим характеристикам мы вычислим силовые характеристики пружины:
z - жесткость, кг/мм;
Р1, Р2, Р3 - нагрузки, кг.
Во второй части, используя результаты предыдущих вычислений, отнесем пружину к определенному классу и разряду, а на основании этого примерно прикинем жизненный цикл пружины.
Перейдем непосредственно к вычислениям:
; кг/мм. (1)
Зная жесткость, быстренько рассчитаем рабочее усилие:
; кг. (2)
Теперь самое время прикинуть максимально допустимую нагрузку для пружины:
; кг. (3)
где =0,05-0,25, коэффициент, выбирать тем меньше, чем долговечнее вы хотите видеть пружину, обычно берется среднее значение.
Вот, с первой частью расчетов покончили. На основании этих данных вы получили исчерпывающую информацию о силовых характеристиках пружины. Можно предложить расчеты в других направлениях: давления, создаваемое в цилиндре, сила распирания уплотнительного кольца и т.д. и т.п. Но, это уже тема другого научного труда.
Мы переходим ко второй части вычислений, которая требует более детального описания.
Следует, пожалуй, начать с того, что пружины по характеру работы и марке материала разделяются на три класса, а внутри каждого класса на три группы. Помимо характеристик, описывающих статистическое состояние пружины, существует величина, характеризующая динамическую составляющую. Эта величина - критическая скорость нагружения пружины. Если скорость, с которой пружина сжимается, во время работы превысит критическую, то будет наблюдаться т.н. динамическое соударение витков, что резко осложнит жизнь пружине. В этом случае к статистическим напряжениям от скручивания будут прибавляться еще и ударные нагрузки.
Начнем расчет с определения напряжений кручения τ3 max, кг/мм2:
; кг/мм2, где
(4)
Определим наличие динамического соударения витков.
Отношение свидетельствует об отсутствии соударений.
; м/сек, где
(5)
; м/сек, где S - темп стрельбы, выстрелов/мин (6)
После нахождения этих значений, пользуясь табл. 1 и 2, отнести пружину к определенному классу и разряду не составит труда.
Таблица 1 Классы и разряды пружин
Класс |
Разряд |
Р3, кг |
d, мм |
ГОСТ |
τ3 max, кг/мм2 |
Выносливость пружины |
I |
1 |
0,1-85 |
0,2-5 |
9389-60 I кл |
0,3 σв |
5 106 |
2 |
0,1-80 |
9389-60 II кл |
||||
3 |
14-600 |
3,-12 |
14963-69 |
56 |
||
II |
1 |
0,15-140 |
0,2-5 |
9389-60 I кл |
0,5 σв |
1 105 |
2 |
0,125-125 |
9389-60 II кл |
||||
3 |
23,6-1000 |
3-12 |
2771-57 |
96 |
||
III |
2 |
31,5-1400 |
3-12 |
14963-69 |
135 |
2 103 |
Примечание: пружина с наличием динамического соударения витков может быть отнесена только к ІІІ классу.
Таблица 2 Прочность проволоки ГОСТ 9389-60
d, мм |
Временное сопротивление разрыву, σв, кг/мм2 |
|
І класс |
ІІ класс |
|
0,8 |
260-300 |
215-260 |
0,9 |
255-290 |
210-255 |
1,0 |
250-285 |
205-250 |
1,1 |
240-275 |
195-240 |
1,2 |
240-270 |
195-240 |
1,4 |
230-260 |
190-230 |
1,6 |
220-250 |
185-220 |
1,8 |
210-240 |
180-210 |
2,0 |
200-230 |
180-210 |
2,2 |
190-220 |
170-200 |
2,5 |
180-205 |
165-195 |
Выводы
Вот и подошло время подвести итоги и осмыслить полученные результаты.
В процессе расчетов мы узнали о пружине почти все, сто хотели: Р2 - рабочее усилие, vраб - рабочую скорость, vкр - критическую скорость нагружения, vраб/vкр - условия работы.
Что делать с этими данными?
На мой взгляд, все познается в сравнении. Сравните полученные результаты с аналогичными у других владельцев оружия. Если обнаружиться, что такая-же жесткая пружина, как и у вас, обеспечивает у других большую скорость вылета шара, значит у вас есть еще потенциал для увеличения мощности без неоправданного увеличения нагрузки на мотор и шестерни.
Ведь по настоящему крутым будет тот ствол, который выдаст наибольшую скорость при наименьшей жесткости пружины.
Дерзайте!